О развитии партийной системы и политической конкуренции в ХМАО

19 ноября 2016 | политика by Михаил Мартынов

 Политические партии являются важным элементом гражданского общества региона. Они призваны обеспечить представительство взглядов основных социальных групп, а также  конкуренцию различных проектов общественного развития. Поэтому субъект Федерации объективно заинтересован в функционировании эффективной региональной многопартийной системы.

Сложившийся сегодня в автономном округе партийный дизайн во многом определяется результатами недавно прошедших выборов. Поэтому наши рассуждения о будущем партийной системы в регионе во многом зависят от оценок результатов этих выборов. И здесь главное – не впадать в крайности, поскольку крайние точки зрения, как правило, неверные.

Первой такой крайностью является объяснение победы «Единой России» использованием ею  административного ресурса, и, как следствие этого, – обвинение в неравных условиях конкуренции со стороны оппозиционных партий.

Другой крайностью, на этот раз уже со стороны самой «Единой России», является объяснение своей убедительной победы тем, что ее курс, направленный на обеспечение стабильности в обществе, безоговорочно поддерживается большинством граждан. Оппозицию же она обвиняют в неумении и нежелании работать и завоевывать голоса избирателей.

Представляется, что эти крайности и взаимные обвинения не способствуют межпартийному диалогу и формированию цивилизованных политических отношений в регионе. Поэтому следует предложить более взвешенное объяснение результатов прошедших выборов которое не выглядело бы обидным для политических партий.

Как представляется, следует исходить из того, что подавляющее большинство граждан всегда и во всем мире в условиях стабильности в основном голосуют за партии, представляющие элиту или, так называемый, политический класс. То есть, голосуют за людей, обладающих реальной властью и собственностью. Именно это, с точки зрения избирателя, гарантирует политическую стабильность. Например, в США обе партии — и Республиканская, и Демократическая — представляют именно такую элиту. Точнее две группы элиты, конкурирующие за власть. Кроме них, в США еще существует Коммунистическая партия, есть экологические, анархистские и прочие партии. Но кто о них знает, и кто за них голосует? Почти никто. За маргинальную, контрэлитную партию население может проголосовать только в условиях жестокого социально-экономического и политического кризиса. Но этот вариант даже не хочется обсуждать.

Особенностью России является то, что сегодня только одна партия представляет политическую элиту. Будет ли создана конкурирующая партия, чтобы сформировалась, например, двухпартийная система, наподобие США, это вопрос открытый, и в любом случае, он будет решаться нескоро и непросто. Нам же важно понять, как строить партийную систему в регионе сегодня, если исходить из вышеизложенного понимания ситуации.

Что касается «Единой России», ставшей, фактически, гегемоном на партийном поле, то ее лидерам нужно помнить, что этот успех был во многом не столько, собственно, партийной деятельностью, сколько ее объективным положением, о котором говорилось выше. Поэтому для партии самое важное, как говорил один из наших политических лидеров,  не «забронзоветь». Следует помнить, что избиратели, действительно, голосовали за стабильность, связывая ее с «Единой Россией», но – за стабильность политическую. Что касается социально-экономического самочувствия населения, то оно отнюдь не является настолько благополучным, как может показаться, глядя на итоги выборов. Поэтому самой «Единой России» свою победу следует воспринимать не столько как одобрение со стороны избирателей, сколько как карт-бланш на решение социально-экономических проблем.

Сложнее дело обстоит с оппозиционными партиями. Вступая в нынешнюю предвыборную кампанию, многие из руководителей и функционеров этих партий не до конца понимали что «Единая Россия» имеет заведомое преимущество именно благодаря объективному положению. Они ошибочно считали, что это преимущество заключается в использовании ею административного ресурса, то есть использовании определенного набора политических технологий. Поэтому этим технология можно противопоставить другие и добиться успеха. По совету политтехнологов региональные отделения партий провели исключительно жесткую, агрессивную кампанию. Но результаты получили прямо противоположные ожидаемым. Избиратель рассматривал агрессивную кампанию как угрозу стабильности. В результате оппозиционные партии понесли потери, как в голосах, так и в престиже в глазах населения.

Следует ожидать, что в настоящее время поражение на выборах спровоцирует внутри самих оппозиционных партий кризис, связанный с поиском причин и виновных. В результате ослабления оппозиционных партий, нам грозит, если не демонтаж многопартийной системы, то, по крайней мере, существенное снижение ее значимости. Это очень неприятная тенденция, имеющая негативные последствия не только для самих партий, но и для всей партийной системы и гражданского общества в целом.

Дело в том, что политические партии выступают не только проводниками определенной идеологии, но также предоставляют возможность для социальной мобильности своим членов, выступает способом осуществления политической карьеры. Не секрет, что пополнение партийных рядов, в том числе молодежью, проистекает во многом из желания добиться продвижения по жизни, используя политическую сферу. Сегодня, после подведения итогов выборов, этих людей постигло жестокое разочарование. В этих условиях, не исключено, что политически активная часть молодежи, лишившись данного «социального лифта», будет искать другие политические средства и организации. Существует реальная опасность, что ими могут стать радикальные и, даже, экстремистские средства и организации.

Есть еще другая причина озаботиться ситуацией с оппозиционными партиями. Дело в том, что партия напоминает двуликого Януса. Ее деятельность может не только консолидировать общество, но и разрушать его, выдвигая на первый план частные, партикулярные интересы. Применительно к субъекту Федерации это проявляется в том, что партийные региональные отделения на территории являются, в первую очередь, агентами своих центральных органов, проводниками их интересов, и в меньшей мере озабочены проблемами самого региона. Такое поведение закономерно и естественно. Однако добиваться большей лояльности по отношению к интересам региона и представляющим его органам государственной и муниципальной власти сегодня крайне необходимо.

Все эти причины заставляют сделать вывод о необходимости усилить работу по поддержке конкурентной многопартийной системы в автономном округе и большей интеграции политических партий в общественные интересы региона.

Хороший пример в этом отношении дала фракция партии «Единой России» в Государственной Думе, предложив ряд постов в комитетах представителям оппозиционных партий. Это является проявлением не некого благодушного снисхождения к проигравшим, а вполне трезвым и необходимым расчетом, направленным на обеспечение функционирования многопартийной системы. Нам следует учесть этот сигнал и двигаться по такому же пути.

Какие шаги здесь можно предложить? Например, – создание многопартийного дискуссионного клуба или, как вариант — Консультативного совета с совещательным голосом при Думе автономного округа. Причем он мог бы функционируя в качестве политического клуба, отнюдь не ограничиваться обсуждением проблем округа или законопроектов, выносимых на Думу, но и высказывать свои суждения по всему кругу вопросов, касающихся не только внутренней, но и внешней политики. Важно также, чтобы эти мнения и в целом деятельность партии была шире представлена населению через средства массовой информации. Можно подумать над созданием сайта и регулярно издаваемого бюллетеня этого совета или клуба. Главная задача здесь – обеспечить присутствие всех партий в политическом пространстве региона.

Помимо этого направления политического взаимодействия, другим направлением могла бы стать организационно-материальная поддержка деятельности партий. В первую очередь, речь здесь может идти об организации повышения квалификации партийных кадров. В округе активно и на регулярной основе ведется работа по повышению квалификации государственных и муниципальных кадров, обучаются врачи и учителя. Но политические и общественные организации из этого процесса исключены. К слову сказать, повышение квалификации является весьма актуальным и для руководителей НКО. Но в еще большей мере это важно для политических партий, играющих исключительно важную роль в политической системе региона. Это повышение квалификации можно осуществлять в виде курсов, а еще лучше в виде квот на получение дополнительного политологического образования. Это будет шаг не только к обеспечению цивилизованной политической конкуренции в регионе, благодаря повышению профессионализма и политической культуры участников, но, что еще более важно,  будет способствовать повышению лояльности к властям округа со стороны членов партий и их инкорпорированию в систему региональных интересов.

Но, конечно, никакая поддержка извне не заменит деятельности самих партий. Для формирования условий цивилизованной политической конкуренции сегодня требуется их большая открытость для общества, а также повышение демократичности внутри самих отделений политических партий, снижение уровня внутренней конфликтности. Какие шаги в этом отношении делать, должны решать сами партийные организации, но следует подчеркнуть, что это в существенной мере отвечало бы интересам развития гражданского общества Югры и способствовало формированию устойчивой системы многопартийного представительства интересов ее граждан.

 

Предложение в проект решения:

С учетом результатов прошедших выборов и в интересах развития институтов гражданского общества Югры, усилить работу по поддержке конкурентной многопартийной системы в автономном округе, добиваясь большей интеграции политических партий в общественные интересы региона, путем создания политических консультативных и дискуссионных клубов, обеспечивающих представительство всех партий в политическом пространстве, а также за счет использования различных форм повышения квалификации и обучения партийных кадров.



Комментарии отключены.