Югра – «осевое» геопространство российской политики

14 февраля 2020 | политика by Михаил Мартынов

В мировой истории вообще было не так много народов, совершивших деяния всемирно-исторического значения, повлиявших на развитие не только их страны, но и других народов. Это испанцы и португальцы, сделавшие Великие географические открытия, положившие начало колониальной системе, изменившей облик мира, это англичане осуществившие промышленную революцию, положившую начало индустриальной эпохе, это французы, совершившие свою великую революцию, провозгласившие новые, невиданные идеи, это население в северо-американских колоний, впервые эти идеи реализовавшие.

image.png

 

 

Русскому народу в первой половине ХХ века удалось невозможное: сыграть такую выдающуюся роль в истории дважды. Совершить революцию, положившей начало краху колониализма, а затем — стать решающей силой в победе над фашизмом.

Не исключено, что освоение Сибири через какое-то время будет расценено потомками как деяние, по своему масштабу, сравнимое с первыми двумя подвигами. По крайней мере, история не знает подобных примеров труда по вовлечению природных ресурсов в производственную сферу человечества, которые совершались в более трудных условиях. Апофеозом и логическим завершением этого гимна труду нескольких поколений россиян должно стать освоение Арктики.

Но есть одно условие, которое сделало возможным предыдущие деяния нашего народа, и без соблюдения которого, новые – не будут реализованы. Опыт свидетельствует, что какими бы сильными ни казались  гос.организации и корпорации, без массового участия всего населения, исторических прорывов не будет. И индустриализация, и война с фашизмом, и освоение Сибири совершались народом России, который очень хорошо понимал смысл того, что он делает.

И в первую очередь, вопрос, на который нужно дать ответ, в том числе Изборскому клубу: в чем смысл продолжения этого освоения, включая и теперь уже и освоение Арктики?

Если речь пойдет просто об увеличении экспорта углеводородов и других видов сырья, то вряд ли этот смысл будет понят нашими народом. Другое дело, если это освоение имеет своей целью развитие собственного производства за счет вновь вовлекаемых природных ресурсов.

Аллегорически, нашу страну можно представить в виде человека, привольно раскинувшегося на просторах Евразии, ноги которого упираются в Сахалин и Чукотку, руки распахнуты вдоль Уральского хребта, и только голова высунута в форточку Европы. Поскольку голова на Европу смотрит, только Европой дышит и, при этом считает себя главной, то и всю страну, ничтоже сумняшеся, называет частью Европы. Но, похоже, что сегодня быть частью кого-либо становится все невыгоднее и опаснее.

Мы переживаем конец эпохи глобализации, в условиях распадающегося мира. Выживет не тот, кто стремится, во что бы то ни стало, хоть через форточку, но стать частью другой системы, а наоборот, — тот, кто быстрее закроется от других, кто создаст достаточно автаркическую экономическую систему, и кто сможет ее защитить.

Отсюда – последний вопрос. Если, все-таки, предполагается, что Россия встанет на путь развития самодостаточной экономики, то какие регионы будут образовывать ее несущую конструкцию?

Вне всякого сомнения, Югра в этих условиях становится реперной точкой экономического роста. Являясь частью Сибири, она гораздо ближе к территориям залегания природных богатств, по сравнению с другими регионами страны, например центральными или дальневосточными. А  по сравнению с другими территориями Сибири, она обладает мощным сохраненным кадровым потенциалом, развитой инфраструктурой, избыточной энергетикой, что превращает наш округ в площадку, на которой наиболее перспективно разворачивать передовое отечественное производство.

В этом смысле, географическая «ось» будущей российской истории будет неуклонно смещаться на восток, и, в конце концов, будет проходить через Югру. И тогда именно вокруг этой «оси» начнет вращаться время российских перемен.



Комментарии отключены.